Mono Миша (in_the_mono) wrote in i_am_rare,
Mono Миша
in_the_mono
i_am_rare

Category:

Олег Каравайчук "Concerto grosso" (2009)



Немного оффтоп конечно, но я искренне полагаю что вторая, за почти 82 года жизни, официальная запись гениального композитора и исполнителя, автора музыки ко множеству фильмов, одного из любимых композиторов Сергея Курехина и просто великого музыканта, Олега Каравайчука вполне достойна внимания сего сообщества


Аутсайдер-арт в форме фортепианных экзерсисов

«Дорогие друзья! Все, что вы здесь слышали, — страшная пое…нь!» Говорят, однажды композитор Олег Каравайчук произнес эту фразу в микрофон на каком-то торжественном мероприятии в присутствии губернатора Матвиенко и других официальных лиц — после чего спокойно отправился к роялю. Еще про него говорят, что в детстве он играл для Сталина. Что Рихтер, приезжая в Ленинград, тащил его в свой номер, просил играть, а сам запоминал. Что он пишет партитуры на обоях. Что из всех роялей Петербурга он не презирает разве что пять-шесть со столетней историей — и те все сплошь расстроенные. Что концерты он играет, надев на голову наволочку, чтобы не видеть публику. Что характер у него — дурнее не бывает. Что он безумен. Ну и что он гений, разумеется.

Петербургский (очень петербургский, конечно) старик при берете и черных очках, играющий на рояле исключительно в позиции полулежа, Олег Каравайчук — сам себе миф и персонаж до такой степени, что в разговорах о нем о музыке зачастую забывают и что выходящий сейчас диск — всего второй у человека, которому в этом году исполняется 82. Притом что музыку Каравайчука вы, разумеется, слышали — в «Коротких встречах» Муратовой, или в «Мама ­вышла замуж», или еще в сотне фильмов отечественного производства. И музыка у него феноменальная. К «Concerto Grosso» тоже прилагается история (он сыгран на принадлежавшем императорской семье рояле из коллекции Эрмитажа), но слушать его можно и нужно без лишних подробностей. Каравайчук играет проворно и легко, перебрасываясь с самим собой мотивами, цитируя все на свете, отплясывая в интермедии на рингтоновом Штраусе, ломая мелодию — и при этом сохраняя ее чистой, ясной, незамутненной. В его соло на черно-белой клавиатуре совершенно нет тяжеловесности авангарда, но есть небесная легкость и чеховская какая-то лирика; в его музыке как будто вовсе нет мысли — а есть только работа направляемых кем-то неземным пальцев (вернее всего, пожалуй, было бы определить «Concerto Grosso» как монолог многое повидавшего инструмента). В его ломаных структурах чувствуется подлинная свобода — свобода отказа от высказывания как такового в пользу обретения единственного верного звука. Вообще, конечно, «Concerto Grosso» в пер­вую голову тянет сравнить с фортепианными концертами Курехина (см., ­на­пример, диск «Давкот»). Но, во-первых, Каравайчук академичнее и тоньше. А во-вторых, это еще вопрос — кто кому больше обязан. В конце концов, у курехинско-дебижевских «Двух капитанов-2» был же номинальный исторический предок — картина «Два капитана», снятая на киностудии «Ленфильм» в 1955 году. Музыку к которой писал кто? Олег Николаевич Каравайчук.
Александр Горбачев. "Афиша"

взять:

"Concerto grosso" (2009)

первая пластинка "Вальсы и интерлюдии" (2005)

документальный фильм "Олег Каравайчук. Большой вальс для колизея" (Александр Плахов) 1995 г.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →